3ДСТЕРЕО ТЕРМИНЫ
  ГЛАВНАЯ    ПОКУПКА-КОНТАКТЫ    ПРАЙС-ЛИСТ     СТЕРЕООЧКИ    3Д ДИСКИ    СТЕРЕОВИДЕОПРОЕКЦИЯ    2Д-3Д СЪЕМКА    АНАГЛИФ

ТЕРМИНОЛОГИЯ 3ДCТЕРЕО   Ряду 3ДСТЕРЕО терминов (отмечены текстом зеленого цвета) здесь впервые дано осмысленное определение на русском языке, и это определение может не совпадать с англоязычным аналогом (приводимым в скобках) в случае отсутствия в последнем адекватного смыслового содержания.

   (англ. 3D) - кратчайшее обозначение всей сферы объемного отображения в общем виде, включая стереоскопическое отображение как частный случай.
   3ДС (англ. 3DS) - сокращение термина 3ДСтерео с целью кратчайшего обозначения стереоскопической продукции или сферы СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО отображения, если необходимо гарантированно избежать путаницы со сферой моноскопического отображения трехмерных сцен c иллюзией объемности за счет косвенных признаков - перспективы пространства, зетенения одних объектов другими, разная скорость движения объектов за счет их объемности, рельефное освещение и т.д., т.е. без задействования механизма бинокулярного зрения (сферу моноскопического отображения с такими признаками "объемности" все реже, но иногда все же обозначают необоснованно сокращением ).
  3ДСТЕРЕО (англ. 3DSTEREO) - наиболее емкое и однозначное краткое обозначение сферы СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО отображения.
  ФОРМАТ СТЕРЕОИЗОБРАЖЕНИЯ (СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЙ ФОРМАТ) (англ. STEREO IMAGE FORMAT) - способ предъявления (на экране дисплея) пар ракурсов (стереопар). В практике электронного (компьютерно-телевизионного) стереоскопического отображения для реализации полноцветного стереоизображения посредством коммутационного метода сейчас применяют 4 основных вида ФCИ : попеременная стереопара, вертикальная стереопара, горизонтальная стереопара, чересстрочная стереопара.
   В связи с распространением инерционных ЖК дисплеев (для которых неприменим классический коммутационный метод стереотображения) компромиссом является использование анаглифической стереопары.
    Комбинация анаглифического и коммутационного метода ведет к цветокоммутируемой стереопаре.
    Краткий иллюстрированный перечень практически всех стереоскопических форматов находится в разделе СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ ФОРМАТЫ; данный перечень составлен на основе анализа всех разработанных (к настоящему времени) технических решений, включая автостереоскопические дисплеи и ряд инновационных вариантов стереодисплеев.
   ЖК (ЖИДКОКРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ) СТЕРЕООЧКИ (англ. LIQUID CRYSTAL STEREO GLASSES) - стереооочки, в каждом из двух окон которых находится исходно прозрачная ЖК ячейка для обеспечения коммутации проходящего сквозь нее светового потока изображения. Два окна ЖК стереоочков затемняются попеременно за счет попеременного приложения коммутирующего напряжения к электродам двух ЖК ячеек (либо одной двухсегментной ЖК ячейки). Важнейшими параметрами ЖК СО являются контраст и быстродействие коммутации светового потока изображения. ЖК СО относятся к коммутационным стереоочкам. Под контрастом понимается отношение величины пропускания светового потока в открытом состоянии окна стереоочков к величине его пропускания в закрытом состоянии. Таким образом, контраст определяет степень разделения (сепарации) полезного сигнала (наблюдаемого данным глазом одного ракурса стереоизображения) от ложного сигнала-помехи (другого ракурса, который не должен попадать в данный глаз).
   КОММУТАЦИОННЫй МЕТОД (наблюдения стереоизображений) (англ. SHUTTER METHOD) - получение на экране дисплея двух попеременно чередующихся изображений (представляющих два ракурса, составляющих стереопару) с последующей коммутацией (переключением) световых потоков (генерируемых экраном при формировании двух изображений-ракурсов) между двумя глазами наблюдателя так, что первый (для определенности - левый) ракурс-изображение попадает только в левый глаз наблюдателя, а второй (правый) - только в правый глаз. Коммутация осуществляется оптически - за счет пропускания к данному (например, левому) глазу наблюдателя оптического потока от экрана только во время предъявления соответствующего (левого) ракурса и перекрытии светового потока к левому глазу во время предъявления постороннего - правого - ракурса (в течение которого открыт световой поток для правого глаза). Коммутация световых потоков осуществляется с помощью коммутационных стереоочков или управляемых (динамических) поляризаторов, снабженных соответствующими контроллерами (блоками управления), обеспечивающими синхронизацию действия указанного коммутационного средства с временем предъявления соответствующего ракурса на экране (с временем развертки кадра или поля изображения ракурса). Ясно, что для успешной реализации рассматриваемого КМ  ракурсы стереоизображения должно предъявляться на экране дисплея только попеременно (друг за другом), иными словами, стереоизображение на экране дисплея должно быть представлено в формате "попеременная стереопара". Если же (с целью обеспечения совместимости с стандартными электронными каналами передачи) исходный видеосигнал представляет стереоизображение в ином формате (например, в форматах "вертикальная стереопара" или "композитная стереопара"), то дополнительная функция контроллера (управляющего коммутационным средством) состоит также в такой модификации видеосигнала (за счет видоизменения импульсов синхронизации или сигнала изображения), которая "заставляет" дисплей реализовывать стереоизображение в требуемом формате "попеременная стереопара".
  Именно применение КМ  позволяет достичь совместимости средств стереоскопического отображения со стандартными компьютерами и телевизорами.
  3ДС-комплекты производства Корпорации СТЭЛ содержат стереоочки с соответствующими контроллерами, позволяющими при необходимости осуществить требуемое преобразование формата стереоизображения.
  КОММУТАЦИОННЫЕ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (англ. SHUTTER MEANS) - средства для реализации коммутационного метода наблюдения стереоизображений. К КCC  относятся коммутационные ("затворные") стереоочки, управляемые (динамические) поляризаторы. Для КCC  важнейшими техническими характеристиками являются контраст и время переключения, определяющие соответственно качество оптической сепарации (разделения) ракурсов стереоизображения и максимальную рабочую частоту. Контраст есть коэффициент, равный отношению величин оптического пропускания КCC для двух его состояний - "открыто" и "закрыто" (для коммутируемого оптического потока). Чем больше контраст, тем выше степень подавления "перекрестных" изображений (возникают вследствие попадания части светового потока левого ракурса-изображения в правый глаз и наоборот), и тем выше качество наблюдаемого стереоизображения. Величины контраста от 60:1 до 100:1 обеспечивают достаточное качество сепарации ракурсов для большинства применений. Хотя теоретически превышение величинами контраста значения 100:1 должно вести к дальнейшему улучшению качества сепарации ракурсов, на практике такого улучшения фактически не происходит из-за наличия эффекта слабого послесвечения в большинстве используемых в настоящее время стандартных дисплеев.
  КОММУТАЦИОННЫЕ СТЕРЕООЧКИ (англ. SHUTTER STEREO GLASSES) - стереоочки с попеременным просветлением/затемнением (коммутацией светопропускания) каждого из своих окон синхронно с наличием/отсутствием на экране дисплея соответствующего ракурса из двух таковых, составляющих стереопару. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время в качестве КCО  применяются ЖК стереоочки. Использование КCО  позволяет достичь совместимости средств стереоскопического отображения со стандартными компьютерами и телевизорами.
    Коммутационные стереоочки иногда называют "затворными" либо обтюрационными либо эклипсными (по аналогии с похожим "прерывающим" действием на световой поток механического затвора фотоаппарата или обтюратора в кинематографии). Однако определение "коммутационный" является самым общим, позволяяя охватить также действие управляемых (динамических) поляризаторов, которые сами по себе не "прерывают" световой поток (т.е. называть их затворными или обтюрационными явно неверно), а коммутируют (переключают) состояние поляризации выходного светового потока без изменения его интенсивности. Требуемое "прерывание" светового потока, поступающего в глаза наблюдателя, осуществляется в последнем случае только при включении в рассмотрение пассивных стереоочков (которыми снабжается наблюдатель), которые действуют как анализаторы поляризации светового потока, поступающего от управляемого (динамического) поляризатора, осуществляя тем самым коммутацию светового потока то в левый, то в правый глаза наблюдателя (или попеременнон прерывание-пропускание светового потока для каждого глаза). В данном случае два комплементарных (взаимно дополняющих) световых "затвора" образованы тремя пространственно-разнесенными друг от друга компонентами (одним активным - коммутируемым - поляризатором, и двумя пассивными взаимно ортогональными поляризаторами).
   МОНОСКОПИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ (трехмерной сцены) (англ. MONOSCOPIC IMAGING) - предъявление наблюдателю одного (для обоих глаз) изображения, где ощущение объемности сцены создается исключительно за счет законов геометрической перспективы (за счет изменения масштаба изображаемых объектов пропорционально их удаленности и c учетом частичного "заграждения" одних объектов другими). Такое изображение очень часто называют 3Д-изображением, но в таком "объемном" изображении в каждый момент времени наблюдатель воспринимает обоими глазами только один-единственный ракурс трехмерной сцены, поэтому здесь нет возможности реализовать ряд уникальных зрелищных эффектов (которые присущи 3ДС-изображению, например, эффект "погружения" в наблюдаемую сцену или эффект выхода объектов сцены "из экрана" вперед к зрителю).
    ПОЛЯРИЗАТОР ДИНАМИЧЕСКИЙ (УПРАВЛЯЕМЫЙ) (англ. Z-SCREEN) - плоская "накладка" на экран дисплея (видеопроектора), работающая совместно с пассивными (поляроидными) очками. ДП осуществляют предварительную поляризацию света, идущего от экрана дисплея, с последующей коммутацией параметров поляризации с тем, чтобы пассивные поляроидные очки, работая в качестве анализаторов состояния поляризации светового потока, пропускали к каждому глазу наблюдателя только световой поток от соответствующего ракурса из стереопары, предъявляемой на экране дисплея. На практике применяются только жидкокристаллические ДП. Такие стереопанели можно назвать коммутируемыми поляризаторами, т.е. поляризаторами с коммутируемым (под действием внешнего управляющего напряжения) состоянием поляризации выходного светового потока.
   ПОЛЯРИЗАТОР СТАТИЧЕСКИЙ (ПАССИВНЫЙ) (англ. POLARIZER, POLAROID) - лист обычной поляризационной (поляроидной) пленки, обеспечивающей постоянное (статическое) изменение состояния поляризации проходящего светового потока.
   РАКУРС (трехмерной сцены) (англ. VIEW) - дословно есть ВЗГЛЯД на сцену под определенным углом зрения, технически реализуется как ИЗОБРАЖЕНИЕ (моноскопическое) на экране дисплея, полученное от реальной (видео) камеры или виртуальной камеры (для случая компьютерного синтеза), "снимающих" (воспринимающих) сцену под определенным углом зрения.
   СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ (англ. STEPEOSCOPIC IMAGING) - предъявление наблюдателю (например, путем отображения на экране дисплея) совместно ДВУХ разных ракурсов отображаемой сцены (образующих стереопару). Во взаимных различиях этих ракурсов содержится информация об объеме трехмерной сцены, и если перенести (спроецировать) каждое из этих изображений-ракурсов на сетчатку соответствующего глаза наблюдателя, то он будет видеть трехмерную сцену в ее истинном объеме, хотя каждое из указанных изображений является "плоским", моноскопическим. Аналогично человек видит объем реального мира, только два ракурса, образующих стереопару, реализуются на сетчатках его глаз вследствие восприятия светового потока от реальных трехмерных сцен (нет этапа формирования изображения на экране дисплея). Такое слитное восприятие двух ракурсов как единого объемного изображения называют также бинокулярным зрением.
  На данном сайте представлены разрабатываемые и выпускаемые Корпорацией СТЭЛ ЭЛЕКТРОННЫЕ средства стереоскопического отображения, совместимые со стандартной компьютерной и телевизионной техникой (стандартными каналами передачи видеосигналов); при таком подходе наиболее полно используются технические возможности уже имеющихся (у пользователя) компьютеров и телевизоров по разрешению и цветовым характеристикам изображения. Единственным на сегодняшний день вариантом реализации такой совместимости является использование коммутационных стереоочков или коммутационных стереопанелей   - как внешних приставок к стандартной компьютерной и телевизионной технике.
   СТЕРЕОПАРА (англ. STEREO PAIR) - пара изображений, представляющих два ракурса (леый и правый) для одной и той же трехмерной сцены.
   СТЕРЕОПАРА ПОПЕРЕМЕННАЯ (англ. PAGE FLIPPING) - попеременное предъявление двух ракурсов стереоизображения на одном дисплее, при этом под изображение каждого ракурса отводится вся площадь экрана. Достоинством этого варианта является высокое пространственное разрешение получаемого стереоизображения (соответствующее пространственному разрешению дисплея). В формате СП   реализуются все 3ДС-видеофильмы для просмотра на телевизорах, при этом один ракурс стереоизображения передается в четных полях, а другой - в нечетных полях видеоизображения; такой сигнал может быть получен со стереовидеокамер, с записей на видеомагнитофонных кассетах, в том числе с использованием цифровых видеокамер, с DVD или SVCD носителй, для записи которых используется стандарт MPEG-2 сжатия видеосигнала, а для воспроизведения DVD или SVCD используются обычные DVD-проигрыватели (видеопроигрыватели специально для SVCD встречаются редко).
  В компьютерной технике в формате СП   реализуются стереоизображения в играх на РС, создаваемые программными стереодрайверами nVidia, VRCaddy, а также с использованием стандарта MPEG-2 сжатия можно записать 3ДС-видеофильмы на СДРОМ, которые могут быть воспроизведены только на компьютере. Иные стандарты сжатия видеосигнала для записи на диски, например, MPEG-1 или MPEG-4, успешно применяемые при записи компьютерных моноскопических видеоСД, не способны (в стандартном режиме) поддерживать формат СП   из-за того, что они "смешивают" соседние поля видеоизображения, что "разрушает" стереоэффект для случая СП.
  Однако совместимость формата СП   с каждой конкретной компьютерной конфигурацией (в основном с видеокартами) должна проверяться экспериментально, что является основным ограничением на самое широкое распространение этого формата для реализации стереоизображения на РС.
   СТЕРЕОПАРА ВЕРТИКАЛЬНАЯ (англ. OVER/UNDER, ABOVE/BELOW) - предъявление двух ракурсов стереоизображения с вертикальным расположением одного над другим на экране (под изображение каждого ракурса отводится половина площади экрана). Этот вариант практически в настоящее используется для реализации 3ДС-изображения только на РС; достоинством этого варианта является наиболее высокая степень совместимости с любой компьютерной конфигурацией, так и возможность записи 3ДС-видеофильмов с любым стандартом сжатия (MPEG-1,2,4 и т.д.) без "разрушения" стереоэффекта. Максимальное пространственное разрешение получаемого стереоизображения в вертикальном направлении (в направлении кадровой развертки дисплея) соответствует половине пространственного разрешения дисплея в данном направлении. В горизонтальном направлении (т.е. в направлении строчной развертки дисплея) пространственное разрешение в наблюдаемом стереоизображении соответствует полному разрешению дисплея.
  Для того, чтобы иметь возможность раздельного наблюдения (двумя глазами) двух ракурсов, которые в случае СВ предъявляются ОДНОВРЕМЕННО в составе одной "картинки" (кадра) на экране дисплея, применяют соответствующий контроллер, который удваивает кадровую частоту развертки дисплея (путем укорочения времени кадровой развертки за счет ввода дополнительного кадрового синхроимпульса посередине между каждой парой исходных кадровых импульсов), и с этой же удвоенной частотой коммутируют попеременно окна ЖК стереоочков. Следствием указанного удвоения кадровой частоты является, естественно, уменьшение вдвое длительности развертки каждого кадра дисплеем. Поскольку при этом длительность исходного кадра изображения (генерируемого компьютером), остается неизменной, то дисплей, работающий с удвоенной кадровой частотой, воспроизводит исходное изображение в виде двух последовательных во времени частей, первая из которых, соответствующая верхней части исходного изображения (где находится один из ракурсов стереоизображения), будет воспроизведена в одном выходном кадре (занимающем всю площадь экрана), а вторая часть исходного изображения (где находится второй ракурс), будет воспроизведена в другом (следующем за первым и также полноэкранном) кадре. Поскольку коммутационные стереоочки переключаются с частотой следования указанных выходных кадров, то первый первый из указанных кадров (несущий первый ракурс) будет восприниматься только одним глазом наблюдателя, в второй кадр (несущий второй ракурс) - другим глазом, и наблюдатель в результате будет воспринимать стереоизображение. Можно сказать, что исходное изображение с одновременным предъявление двух ракурсов в виде С.В.   оказалось преобразованным (с помощью дисплея под управлением указанного контроллера) в формат
попеременной стереопары, с которым могут работать коммутационные стереочки для разделения ракурсов.
  В формате СВ   реализуется стереоизображение в РС-играх, например, с применением стереодрайверов EyeSCREAM и E-Dimensional, программ серии 3DPlus для 2D-3D конверсии видеофильмов, в 3ДС-видеодисках Корпорации СТЭЛ.
  Хотя к монитору здесь предъявляется требование работать при кадровой частоте 120 Гц (соответствующей удвоенному значению кадровой частоты исходного изображения с С.В.), практически все современные мониторы (и многие "старые" мониторы, формально не способные по своей спецификации работать в "настоящей" 120 Гц-графической видеомоде) успешно работают в такой комбинированной графической видеомоде, поскольку последняя характеризующется удвоением только кадровой частоты без изменения исходной 60 Гц-строчной частоты.
  СТЕРЕОПАРА ЧЕРЕССТРОЧНАЯ (ИНТЕРЛЕЙСНАЯ) (англ. LINE BLANK, INTERLACED) - предъявление первого и второго ракурсов стереоизображения соответственно в четных и нечетных строках одного и того же кадра с прогрессивной разверткой. Достоинством такого формата является высокая степень совместимости с различными компьютерными конфигурациями из-за совместного представления обоих ракурсов одновременно в едином кадре. Наблюдение стереоизображения с использованием коммутационных стереоочков возможно за счет использования соответствующего контроллера, роль которого состоит в "вычеркивании" (line blanking) четных строк исходного изображения с получением одного выходного кадра (содержащего в итоге только нечетные строки), а для получения другого выходного кадра (только с четными строками) осуществляется "вычеркивание" нечетных строк исходного изображения. Коммутационные стереочки переключаются с кадровой частотой, поэтому в один глаз наблюдателя попадет только один ракурс изображения (находящийся в четных строках исходного изображения), а в другой глаз - только другой ракурс (находящийся в нечетных строках исходного изображения). В рассмотренном формате С.К.   реализуется стереоизображение в РС-играх, например, с помощью программного стереодрайвера VRCaddy. Косвенным недостатком рассмотренного формата является относительная дороговизна контроллера (требуемого для работы с данным форматом), поскольку здесь он выполняет операцию обработки непосредственно информационной части широкополосного аналогового видеосигнала (в отличие от контроллеров для других 2-х форматов стереоизображения, которые осуществляют операции только над синхросигналами изображения, не влияя на его информационную часть, ответственную за качество изображения).
   СТЕРЕОПАРА ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ (англ. SIDE-BY-SIDE) - предъявление двух ракурсов стереоизображения, горизонтально расположенных на экране (под изображение одного ракурса отводится левая половина экрана, под изображение другого - правая половина экрана). Этот вариант практически не используется в настоящее время для реализации 3ДС-изображения в компьютерной и телевизионой технике из-за трудности реализации работы коммутационных стереочков с этим вариантом (такую стереопару трудно преобразовать в "попеременную"). Есть, однако, факт применения такой стереопары в 3ДС-DVD фирмы Sensio, что, впрочем, не дает им никаких преимуществ по сравнению с аналогичными 3ДС-DVD с форматом "попеременная стереопара" (а разрешение даже ухудшается вдвое по горизонтали), кроме возможного упрощения структуры демультиплексора видеосигнала, для использования с которыми указанные диски разработаны.
   КВАЗИСТЕРЕОИЗОБРАЖЕНИЕ (или ПОЧТИ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ) (англ. ARTIFICIAL STEREO IMAGE, PSEUDO STEREO IMAGE) - стереоскопическое изображение, полученное искусственно из моноскопического с помощью некоторого преобразования (2Д-3ДС конверсия). В видеоконтроллерах серии 3DS-TV квазистереоизображение реализуется за счет создания искусственного параллакса (горизонального разноса) между смежными кадрами (полями) исходного изображениия, и слитном наблюдении исходного и сдвинутого изображений раздельно левым и правым глазами наблюдателя. (см. подробнее здесь) Не рекомендуется использовать термин "ПСЕВДОстереоскопическое изображение" из-за нежелательной аналогии с "псевдоскопическими" изображениями (инверсными по глубине, как бы "вывернутыми наизнанку"), имеющими место в сфере голографии. В квазистереоскопических изображениях объем трехмерной сцены выглядит натурально, степень его проявления зависит от сюжета - особенно впечатляющи изображения с динамическими объектами (когда сцена или ее отдельные объекты перемещаются вдоль экрана, то трудно отличить квазистереоскопическое изображение от настоящего стереоскопического).   КСИ   реализуется различными средствами. Корпорация СТЭЛ в настоящее время создала новый метод "искусственной стереоскопической" перспективы (защищен патентом), позволяющий лучше воспроизводить объем квазистереоскопическими изображениями с сохранением качества исходного изображения (по пространственному разрешению и цвету) при использовании недорогих устройств, работающих в реальном времени (без задержек сигнала в тракте обработки).
  СТЕРЕОПАРА АНАГЛИФИЧЕСКАЯ (для краткости - АНАГЛИФ) (англ. ANAGLYPH) - стереопара, в которой изображения, относящиеся к разным ракурсам, имеют различающиеся между собой цветовые (спектральные) характерики и предъявляются одновременно (в одном кадре цветного дисплея). Для работы с АCП  требуются анаглифические стереоочки, которые характеризуются наличием двух цветовых фильтров в их окнах. Цветовая характеристика одного фильтра в идеальном случае не должна перекрываться (по спектральной шкале) с цветовой характеристикой другого фильтра (например, один фильтр - красный, другой - синий). При этом цветовая характеристика каждого фильтра согласована (расположена в том же участке спектра) с цветовой характеристикой соответствующего изображения-ракурса, реализуемого на экране дисплея. АCП  является самым универсальным форматом стереотображения, поскольку два цветоделенных (неперекрывающихся по спектральному диапазону) изображения двух ракурсов всегда могут быть совместно представлено на любом (естественно, цветном) дисплее и даже на любых иных носителях цветного изображения (бумага и т.д.), а для сепарации ракурсов достаточно использовать два соответственным образом цветоделенных светофильтра (вставленные к окна простейшей, часто для минимизации цены выполняемой даже из картона, оправы). Естественно, невозможно обеспечить при этом то качество цветопередачи, которое реализуется при полноцветном представлении каждого ракурса с применением коммутационных стереоскопических средств, в частности, жидкокристаллических стереоочков, однако в практике компьютерно-телевизионного стереотображения встречаются ситуации, когда использование АCП  является либо а) единственно возможным либо б) достаточно оправданным (конкурентноспособным вследствие устранения недостатков стереотображения, выполняемого иными средствами). Например, а) в настоящее время только применение АСП  возможно для стереотображения на одиночных жидкокристаллических дисплеях (прямого наблюдения или проекционных), которые принципиально не могут работать с коммутационными стереоскопическими средствами; б) недостатки стереотображения по методу АСП  (искажение цветопередачи) становятся не столь важными (по оценке определенной части зрителей) по сравнению с недостатками, возникающими при применении коммутационного метода для ограниченных сверху по кадровой частоте стандартных дисплеев телевизионного типа, где возникают мерцания наблюдаемого стереоизображения (из-за невысокой - 50-60 Гц - кадровой частоты в системах PAL, SECAM, NTSC, что приводит, в свою очередь, к низкой 25-30 Гц кадровой частоте для каждого из наблюдаемых ракурсов, поскольку последние следуют попеременно во времени). В этом случае для определенной части зрителей оказывается предпочтительным (более комфортным) смотреть немерцающее стереоизображение с несколько нарушенной цветопередачей по методу АCП , чем полноцветное, но заметно мерцающее стереоизображение по коммутационному методу.
   Определим понятия нейтрального анаглифа и противоположного ему окрашенного анаглифа. (В зарубежной классификации ассоциирующиеся с этими понятиями термины gray anaglyph и соответственно color anaglyph не всегда имеют тот же смысл). Признаком нейтрального анаглифа будем считать приблизительно нейтральную в целом спектральную характеристику стереоотображения (взятую как сумму спектральных характеристик двух цветоделенных изображений-ракурсов или, что одно и тоже, сумму отвечающих им двум спектральным характеристик обоих фильтров в анаглифических стереоочках). Иначе говоря, в данном случае спектральные характеристики двух каналов стереотображения образуют в сумме нейтральную, "серую" итоговую характеристику стереотображения, что позволяет минимизировать (в пределах имеющихся возможностей) искажения цвета наблюдаемого стереоизображения. Такой вариант итоговой спектральной характеристики реализуется, когда один основной цвет используется для представления одного ракурса, а два других основных цвета - для представления другого, например, когда а) используется красный цвет для одного ракурса, а зеленый + синий цвета для другого, или б) синий цвет для одного, а желтый (красный + зеленый) - для другого ракурса. Однако даже при использовании идеально-нейтрального анаглифа невозможно полностью устранить искажение цветопередачи в наблюдаемом стереоизображении по той причине, что каждый глаз наблюдает цветоделенное (не полноцветное) изображение-ракурс, а сложение цветовых характеристик двух изображений-ракурсов осуществляется только на стадии слитного восприятия стереизображения зрительным аппаратом человека. Слитное восприятие двух ракурсов как одного стереоизображения есть природное свойство бинокулярного зрения и является естественным для него. Но постоянное (статическое) предъявление двух изображений разного цвета порознь двум глазам наблюдателя (в случае анаглифа) в общем-то не имеет аналога при наблюдении естественных объектов окружающего мира, поэтому в полной мере задействовать природные свойства зрения для сложения двух разных (взаимно-дополнительных по цвету) спектральных характеристик с целью получения полноценной (полноцветной) цветопередачи здесь не удается (хотя на это есть надежда, если удастся развить новый метод - см. описание термина "цветокоммутируемая стереопара"). Поэтому даже при идеально-нейтральной суммарной характеристике предъявляемой анаглифической стереопары (и идеальной нейтральности суммарной характеристики в двух фильтрах анаглифических стереоочков) зрение человека не воспринимает итоговое стереоизображение как идеально полноцветное (без цветовых искажений). Hейтральный анаглиф представляется гораздо более перспективным, чем окрашенный анаглиф, поскольку в случае последнего принципиально нет нейтральности итоговой спектральной характеристики наблюдаемого стереотображения, т.к. здесь, как правило, используют по одному основному цвету для передачи (предъявления) каждого ракурса (наиболее часто - красный для одного и синий - для другого ракурса), и третьего основного цвета принципиально недостает для получения нейтральности суммарной спектральной характеристики.
  СТЕРЕОПАРА ЦВЕТОКОММУТИРУЕМАЯ (англ. термин-аналог отсутствует) - стереопара, два ракурса которой в каждом поле (кадре) характеризуются взаимно-дополняющими спектральными характеристиками, которые, в свою очередь, во времени взаимно меняются (коммутируются) от поля к полю (от кадра к кадру) изображения. Можно трактовать рассматриваемую стереопару, как комбинацию анаглифической стереопары с попеременной стереопарой. Пример такой стереопары: в первом поле изображения левый ракурс представлен только своей красной (R-) компонентой, в то время как правый ракурс - одновременно зеленой (G-) и синей (B-) компонентами, а в следующем поле наоборот - левый ракурс представлен одновременно G- и B-компонентами, а правый - только R-компонентой. В итоге за два поля передаются оба- левый и правый - полноцветных ракурса, т.е. за два поля в левый (правый) глаз поступают все три основных цветовых компоненты левого (правого) ракурса. Стереотображение на основе такой стереопары можно применить в тех случаях, когда нет возможности увеличить кадровую частоту стандартного дисплея выше 50-60 Гц (т.е. нельзя получить немерцающее стереоизображение по коммутационному методу), а применение классической анаглифической стереопары недопустимо из-за слишком сильного искажения цветопередачи стереоизображения для данного класса изображений. ЦК СП за время двух смежных полей (кадров) в принципе обеспечивает полноцветное воспроизведение каждого ракурса (что ведет к явному улучшению цветопередачи), в то же время частота следования цветовых компонент для каждого глаза равна полной (а не половинной, как в случае классической "попеременной стереопары") кадровой частоте, т.е. равна 50-60 (а не 25-30) Гц, что ведет к существенному подавлению мерцаний наблюдаемого стереоизображения (по сравнению с обычной "попеременной стереопарой"). Стереотображение с ЦК СП при надлежащем воплощении может стать оптимальным для случая стандартных 50-60 Гц телевизоров.
   Данный метод стереотображения был предложен в патенте США № 4641148 (опублик. 03.02.87). Работавшая в то время в НИКФИ группа с участием сотрудника Корпорации СТЭЛ независимо проводила свои исследования по данному методу и предложила для его реализации варианты стереоочков с коммутируемыми цветовыми светофильтрами на основе жидкокристаллических слоев (в российском патенте и международой заявке РСТ), и провела также экспериментальное испытание данного метода как в видеопроекционной системе, так и для дисплея прямого наблюдения (в последнем случае - с применением жидкокристаллических коммутационных стереоочков, снабженных дихроичными светофильтрами) в условиях низкой - 60 Гц - кадровой частоты цветного дисплея. Были получены положительные результаты - существенное понижение мерцаний наблюдаемого стереоизображения (по сравнению со стереотображением в формате "попеременная стереопара") в сочетании с существенно улучшенной цветопередачей (по сравнению со стереотображением в формате "анаглифическая стереопара").
    В преобразователе видео-SVGA может быть реализован также и режим метода стереотображения по методу ЦК СП.   Однако практическое применение данного метода пока сдерживается отсутствием коммутируемых цветовых светофильтров с достаточно высоким контрастом. Корпорация СТЭЛ проводит исследования в этом направлении.


Copyright ООО "Корпорация СТЭЛ", г. Москва